Вторник, 20 февраля, 2024

Общество

Достоевский проехал бы? Уникальный ретротрамвай представили в Петербурге

Новый трамвайный вагон «Достоевский», созданный специально для Петербурга, вышел на линию. Несмотря на свой винтажный экстерьер, салон оснащен самыми современными системами. Одним из первых пассажиров ретротрамвая стал правнук великого русского писателя Федора Михайловича. Подробнее — в материале aif.ru.

Эксклюзив для Петербурга

Презентация современного трёхсекционного двухкабинного низкопольного трамвая 71-431Р «Достоевский» состоялась в Петербурге 18 октября. Внешний вид вагона выполнен в ретро-стиле. Зелёно-бежевая схема окраски тоже не случайна — именно такую расцветку выбрали горожане на открытом голосовании, которое инициировал губернатор Александр Беглов. Вместе с этим именно так выглядели первые трамваи, запущенные в городе на Неве.

Разрабатывали «Достоевский» специально для Северной столицы. Инженеры АО «Уралтрансмаш» и специалисты СПбГУП «Горэлектротранс» при создании состава учитывали все особенности петербургской инфраструктуры.

«Главная особенность этого низкопольного трамвая в том, что он разработан специально для Петербурга и способен проходить кривые малого радиуса. На данный момент это единственный в своем роде вагон, способный проехать трамвайные кривые радиусом 14 метров, которые до сих пор сохранились в городе», — объяснил начальник управления интеллектуальных систем «Горэлектротранса» Павел Поляков.

Вдохновлялись дизайнеры при разработке экстерьера «Достоевского» внешним видом советского трамвая ЛМ-57, который собирали в 1950-1950-х годах на Ленинградском вагоноремонтном заводе.

«Несмотря на свой ретро-экстерьер, на сегодняшний день это самый современный трамвай в России. Здесь задействованы интеллектуальные системы — активной безопасности, контроля бодрствования водителя, оповещения пассажиров, туристического информирования. Иначе говоря, трамвай может везти пассажиров и проводить экскурсию одновременно. Вагон полностью синхронизируется с инфраструктурой города», — добавил Павел Поляков.

Фото: АиФ/ Григорий Тимченко

Экскурсии для всех

К моменту презентации уникальный вагон прошёл все «полевые» испытания в трамвайном парке № 3, куда был доставлен. Согласно заключённому контракту, Петербург получит 76 вагонов серии 71-431Р, однако не все модели будут посвящены Федору Михайловичу, часть из них названы в честь русского писателя и журналиста Сергея Довлатова.

Одной из главных особенностей нового трамвая является интерактивное окно-экран «Белые ночи». На нём отображается навигационная, туристическая и справочная информация, которая будет полезная не только туристам, но и жителям Северной столицы.

«Интерактивное окно-экран — петербургская разработка. Создана она была специально для этих вагонов. В центральной части экрана можно увидеть навигацию по пути вагона в режиме реального времени, где отображаются остановки, а также достопримечательности, которые он проходит. Благодаря панели пассажиры могут узнать, какие исторические памятники проезжает трамвай и выбрать подходящую остановку. Через окно-экран не только можно отыскать на карте определённую достопримечательность, панель автоматически показывает интересные объекты, которые находятся в данный момент ближе всего. Эту информацию интеллектуальная система выводит на четыре дополнительных экрана, которые установлены в салоне», — рассказал генеральный директор ГК «Современные технологии» Михаил Бурцев.

Окно-экран «Белые ночи» на сегодняшний день может работать на трёх языках: русском, английском и китайском. Как утверждают разработчики, инновационная панель, встроенная в стекло, полностью защищена от вандалов.

Достоевский оценил

Новый трамвай лично оценил губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. Градоначальник отметил, что облик вагона 71-431Р «Достоевский» гармонично вписывается в архитектурную среду Северной столицы.

«Этот вагон связывает прошлое и настоящее нашего трамвая. Внешне он напоминает любимые ленинградские вагоны 50-60-х годов, но полностью сделан из современных материалов. Оборудован „умными“ системами с элементами искусственного интеллекта, в том числе комплексом активной безопасности», — сказал Александр Беглов.

Курсировать ретротрамвай будет в историческом центре города, по маршрутам № 3, 6, 16 и 40. Проходить вагоны будут в том числе по историческому району Коломна и площади Репина — местам, которые непосредственно связаны с Фёдором Михайловичем и его творчеством.

Одним из первых пассажиров уникального трамвая стал прямой потомок Достоевского — Дмитрий Андреевич Достоевский. В 1970-1980-х годах правнук великого русского писателя работал вагоновожатым в ленинградском трамвайном парке.

Фото: АиФ/ Григорий Тимченко

В беседе с корреспондентом aif.ru Дмитрий Андреевич рассказал, что в своё время управлял трамваем ЛМ-57, который в народе прозвали «Стилягой».

«Я ездил по маршруту № 34, который проходил в том числе по местам Фёдора Михайловича. Однако у меня в книжке стояла пометка „Знает все маршруты парка“ — это считалось очень большим достижением, между прочим. То, что этот вагон будет проходить по маршрутам, связанным с Достоевским, очень интересная задумка», — поделился правнук писателя.

Он добавил, что в каких-то моментах экстерьер 71-431Р действительно напоминает внешний облик трамваев середины XX века, которые ходили по Ленинграду, однако в салоне и кабине пилота не имеет ничего с ними общего.

«Какие-то джойстики стоят, дисплеи… Далеко в общем ушли. Не знаю, как бы отреагировал прадед, если бы узнал, что его именем назвали трамвай. Он был достаточно сложным человеком. Но всё-таки склоняюсь, что реакция была бы скорее положительной. Во всяком случае, он наверняка прокатился бы на этом вагоне (смеётся)», — прокомментировал Дмитрий Андреевич.

Оцените материал